Передеряева Валентина Юрьевна
Консультация для родителей: «Аппликация как способ сочетания традиций и креативности дошкольника»
Ребенок дошкольного возраста – маленький исследователь, который ежедневно с радостью и удивлением открывает для себя чудесный окружающий мир. Дошкольник стремится к активной деятельности, и на этом возрастном этапе развития важно развить стремление к познанию мира. Задача педагога — способствовать развитию интереса малыша, побуждение к изучению и самостоятельному поиску решений и способов взаимодействия с известными ему материалами. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Художественно-эстетическое воспитание в детском саду тесно связано со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Формы организации эстетического развития детей разнообразны и важны, и результативность этой работы проявляется во всех видах деятельности дошкольника. Формирования творческой личности — это целенаправленный процесс, требующий от педагога проявление собственной креативности и творческого потенциала. Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на прекрасное в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Изначально от своей природы они – творцы и задача воспитателя – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющиеся у него индивидуальные творческие способности.
Современные педагогические и психологические исследования доказали необходимость изобразительной деятельности в детском саду для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
В детском саду активно применяются как традиционные способы обучения детей творчеству, так и нетрадиционные, новаторские приемы. Успешно реализуются новые способы развития творчества в аппликации.
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Сочетая в работе различные техники аппликации, удается не только сохранить интерес ребенка к образовательной деятельности, но и побудить его к творчеству за пределами детского сада, к самостоятельному поиску индивидуальных решений.
Работа с нестандартными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Сочетание привычных приемов аппликации с нетрадиционными техниками доставляет детям огромное наслаждение.
«Эксперименты и опыты в средней группе ДОУ»
Одним из целевых ориентиров, обозначенных в требованиях к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования, при переходе дошкольника на следующий (школьный) этап является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Государственный стандарт дошкольного образования направляет содержание образовательной области «Познание» на формирование у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение задач ряда задач — развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка напрямую связан с эмоциями и практической деятельностью.
Стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире — это черты детского поведения. Психологами доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Исследовательская деятельность – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное формировать умения размышлять, рассуждать и анализировать.
Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО: экспериментирование, наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
Цель экспериментирования заключается в том, чтобы:
- поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
- развивать у детей познавательные способности;
- развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;
- продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности — опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты, выбирают способы решения познавательной задачи.
Проведение опытов — один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников, помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.
Таким образом, организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Специализация
Дата : 19 Дек 2014