Айсагурова Анна Николаевна
Консультация для родителей «Развитие логико-математических представлений дошкольников»
Знакомству дошкольников с азами математики, должно отводиться важное место. Это связано со многими факторами: предстоящим обучением в школе, большим количеством окружающей детей информации, ежедневным применением элементарных математических представлений в быту и т.д.
Получать знания о математических представлениях дети должны не только во время образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но и в повседневной жизнедеятельности, наблюдая и знакомясь с явлениями окружающего мира.
В этом вопросе первостепенное значение отводится Вам, родителям ребенка. Совместное решение проблемных ситуаций способствует лучшему освоению математических представлений, расширяет кругозор дошкольников,и укрепляет детско-родительские отношения.
Из каких же разделов состоит математика? Рассмотрим более детально: это счёт и количество, геометрические фигуры, величина, ориентировка во времени и в пространстве.
Помимо всего перечисленного, у детей необходимо развивать логическое мышление. Умение сравнивать, систематизировать и выстраивать причинно-следственные связи поможет в дальнейшем легче справляться не только с математическими задачами, но и с вопросами в любой другой области.
Как сформировать логико — математические представления ребенка в повседневной жизни? Ситуаций, при помощи которых можно актуализировать и расширить математические знания, очень много. Например, для упражнения в счете и количестве, отлично подойдет кухня.
Вам необходимо накрыть на стол? Поручите это задание ребенку. Пусть он подготовит определенное количество столовых приборов; принесет несколько фруктов из холодильника, — 3 или 4 банана, 2 яблока, один апельсин; поставит на столешницу 3 кружки, 2 чашки, 4 бокала и т.д. Поручения возникают сами собой, стоит только начать!
Поставьте кружки, поинтересуйтесь, сколько нужно доставить блюдец для полного комплекта, положить чайных ложечек, если в гости придут 5 или 6 человек? Чего больше в вазе, конфет или пряников?
Это упражнение можно выполнить даже без счета, — при помощи сопоставления пар предметов. После можно сравнить получившиеся числа.
Во время приготовления рагу или борща спросите, какое количество ингредиентов для этого необходимо, какой формы и размера овощи использовались при приготовлении.
Гуляя на улице, обратите внимание детей на желуди, цветы или камешки: «Сколько белых камней ты нашел?» — «Два», «А сколько серых?» — «Три», «Сколько камней другого цвета ты видишь?» — «Ни одного». И так далее.
Акцентируйте внимание на цифрах, которые окружают вас в окружающей действительности: например в календаре, телефоне, телевизоре, на упаковках продуктов и страницах книг.
Рассмотрите цифры на телефоне или линейке, перечислите их в прямом и обратном порядке. Для лучшего запоминания цифр используйте раскраски, обводите цифры по контуру, используйте пластилинографию и аппликацию.
Читая ребенку литературное произведение, отмечайте встречающиеся числительные. Предложите малышу выложить столько счетных палочек на стол, сколько, было персонажей в сказке. После этого уточните количество зверей в сказке, каких животных больше, а каких меньше. Сравните игрушки по величине: кто выше, ниже, или такого же роста.
Для знакомства с величиной предметов, можно рассмотреть здания на улице или в книге: одни дома выше, другие ниже, в одном магазине окна узкие, в другом широкие. Гуляя по парку, охарактеризуйте кусты и деревья (выше, ниже, шире, уже, толще — тоньше), выберите дорожки, по которым пойдете гулять (по широкой идти удобнее, т.к. никто никому не мешает, а по узкой придется идти друг за другом).
Наверняка ребенок любит рисовать. Пусть расскажет о длине фломастеров и карандашей, сравнит их. Это поможет в дальнейшем употреблять в речи такие слова как, короткий и длинный, узкий и широкий. Важно, чтобы к школьному периоду, дошкольник мог пользоваться лексикой для сравнения предметов по величине.
Во время чтения книг обращайте внимание на отличительные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у козы рога меньше, чем у коровы).
Хорошо помогает усвоить понятия «больше — меньше», «выше – ниже, игры с конструктором. Если таково не оказалось под рукой, отлично подойдут вырезанные бумажные фигуры. Это к тому же познакомит ребенка с геометрическими формами (квадрат, прямоугольник, треугольник).
Формы окружают нас повсюду, например: тарелки круглые, стол квадратный, крыша треугольная. Поиграйте в игру, «Какую фигуру напоминает предмет?»: тумбочка – прямоугольник, шкаф – квадрат и т.д.
Складывайте геометрические фигуры из счетных палочек, карандашей, веточек. Исходя из количества палочек, определите размеры предстоящей фигуры: например, прямоугольник со сторонами в две палочки по ширине и четыре в длину.
Для развития навыка ориентировки во времени и пространстве, так же существует масса возможностей. Для этого ненужно специально отводить время. Используйте простую игру «Что сначала, что потом»: например, сначала мы надели футболку, а затем свитер; взяли сумки, а затем зонт. Или игру «Найди предмет». Здесь необходимо использовать такие слова как, «на», «за», «между», «в» (мишка под столом, кубик на столе и т.д.).
По дороге в детский сад, задавайте ребенку вопросы: что расположено слева и справа от него, впереди и позади. Побеседуйте о том, какие события были вчера, что будет сегодня и завтра. Какое сейчас время года, месяц и день недели.
Таким образом, без особых затрат сил и времени, можно сформировать у дошкольника многие математические понятия, способствовать их легкому усвоению, а так же развить интерес к математике.
При этом крайне важен, не объем знаний, а полученный развивающий эффект, в результате обучения. Он поможет научить ребенка думать, рассуждать, давать осмысленные ответы и логически обосновывая их, — а это значит, что вы достигли желаемого результата.
Специализация
Location Info : Майкоп
Дата : 19 Дек 2014