УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида  № 24»
функционирует  КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ 
 для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1,5 до 7 лет,
посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Мы предлагаем Вам:

  1. Личный прием и консультации специалистов по телефону ( с 08:00 до 15:00/понедельник — пятница);
  2. Текстовые рекомендации на сайте детского сада;
  3. Записаться на консультацию можно: по телефону 8 (8772) 56-27-17, оставить запрос на сайте детского сада в разделе «Обратная связь» (Контакт, Форма обратной связи)

   

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА — ПСИХОЛОГА

Рекомендации педагога - психолога

КРИЗИС 3-Х ЛЕТ
Дошкольное детство – уникальный период развития человека. Это время, когда закладываются основы физического, психического и духовного благополучия, происходит формирование важнейших качеств личности, закладываются предпосылки для роста личности.
Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста проходит ряд этапов, преодоление которых гарантирует успешную реализацию в разных сферах жизни. Не секрет, что своевременное овладение своими эмоциями дает возможность ребенку развиваться физически и интеллектуально.
Уже к трем годам родители сталкиваются с одним из самых бурных проявлений эмоций своего малыша «кризисом 3-х лет» — бурей негативных проявлений, слез, упрямства, совершенно неожиданной для родителей злости и агрессии. Резкие перепады настроения, с которыми не всегда легко справиться, вводят взрослых в сомнение – а «правильно» ли они ведут себя, что же так провоцирует ребенка? В этот период ребенок встречается со своими отрицательными эмоциями, научается совместно с родителями преодолевать их, контролировать, постепенно оценивать «правильность» тех или иных чувств. К старшему дошкольному возрасту, ребенок умеет сдерживать негативные эмоции – страх, злость, ревность, зависть – стараясь быть «хорошим» для значимых взрослых.
Научиться узнавать и называть эмоции – свои и окружающих людей – не только по выражению лица, но и через позы и жесты – важный навык, который поможет дошкольнику войти в мир взрослых подготовленным, способным сориентироваться в обстановке, грамотно реагировать на жизненные ситуации.
Существует несколько легких и вполне доступных упражнений, которые поспособствуют привлечению внимания ребенка к своим эмоциям, помогут побороть негативные переживания, разовьют сложную гамму чувств.
Игровое упражнение «Продолжи предложение…»
Взрослые предлагает ребенку продолжить фразу «Я радуюсь, когда…», «Мне грустно, если…», «Я злюсь, когда…», «Я удивляюсь, если…», «Я боюсь, когда…», «Я грущу, если…»

Игровое упражнение «Цветное настроение»
Взрослый предлагает ребенку порисовать, например, красной краской. Спрашивает, «Как ты думаешь, какое настроение у этой краски – она веселая или грустная?», «На что она похожа?», «А какого цвета грустный день?», «А веселое утро?»

Игровое упражнение «Изобрази»
Взрослый предлагает ребенку изобразить с помощью мимики и жестов различные ситуации. Например «Я съел горькую таблетку», «Мне неожиданно подарили воздушный шар», «Я упал с качели» и др.

Игры дают возможность «проиграть» различные эмоции, пережить их в своем воображении, научиться справляться и преодолевать различные ситуации, обогатят ребенка различными способами поведения

ЭМОЦИИОНАЛЬНАЯ СФЕРА РЕБЕНКА
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью, знаниями, он учится эмоциям. На эмоциональной шкале находятся разнообразные эмоциональные состояния: радость, забота, жалость, зависть, равнодушие и т. д. Очевидно ли богатство внутреннего мира родителей ребенку, видит ли родитель эмоциональные состояния своего малыша, умеет ли ему объяснить их, помочь пережить, справиться либо оберегает от любых печалей. Все это имеет прямое отношение к эмоциональному развитию ребенка. Мать, не способная вынести малейшее страдание ребенка, лишает малыша полезного огорчения, шанса научиться погоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.
Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты.
— Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.
— Называя эмоциональное состояние точно определяйте его словесно «радость», «удивление», «грусть» и т. д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.
— Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Степа рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».
— С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне. Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».
В этой работе необходимо быть последовательным и помнить, что одни ситуации разрешаются быстро, а другие требуют времени и терпения. Главное — не терять из виду цель, которую вы ставите перед ребенком и перед собой, обязательно отмечая успехи ребенка.

С шести месяцев до трех лет ребенок выбирает линию поведения в жизни: будет это открытый, раскованный путь познания и доверия миру либо замкнутый, зажатый, если ребенок не получил от близкого взрослого поддержки, ласки, испугавшись при обследовании мира, или его взрослые ограничили. Детская безответственность есть необходимость. Однако родителей это обстоятельство часто выводит из себя. Но их задача – направлять ребенка в сторону развития ответственности, соразмерной возрасту, это требует терпения и ласки.
Самостоятельное поведение ребенка не всегда удобно для взрослых. Однако несамостоятельное поведение оборачивается в дальнейшем зависимостью от множества обстоятельств, настроения окружения и своего собственного, ежедневной текучки. Несамостоятельный ребенок не умеет принимать помощь окружающих, если и принимает ее, то не с позиции сотрудничества, а как иждивенец. Самостоятельность – мера независимости человека. И от влияния природных сил, и от влияния требований мира социального, которому иногда тоже полезно противостоять.
Работа по развитию эмоций поможет родителям понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.
Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда от родителей.
Рекомендации:
— В семье должен преобладать единый стиль воспитания.
— Необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Используйте технику речевого общения с ребенком «Я – сообщение».
— Родители должны быть более последовательными в требованиях. Эмоциональные дети нуждаются в двигательной физической активности.
— Необходимо обучать их расслаблению, релаксации.

ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ
Почему важно говорить о том, как ведет себя ребенок на детской площадке? Первый выход в свет, первый шаг к открытию большого мира или, говоря научным языком, первый опыт социального взаимодействия вне семьи, безусловно, это посещение детской площадки.

Детские и семейные психологи используют в работе такой метод, как наблюдение. Ведь не всегда ребенок может что-то рассказать, пожаловаться на какие-то трудности. Скорее задача взрослого — наблюдать за ребенком.
Иногда мама так привыкает к поведению своего ребенка, особенно если это единственный ребенок, что не замечает каких-то особенностей своего ребенка или того, что ребенок просто повзрослел и у него в связи с этим меняются потребности.  И как раз на детской площадке мама может со стороны посмотреть на то, как общается ребенок, с кем и во что играет, может быть, даже больше узнать о своем ребенке именно на улице, а не дома.
Как ребенок общается
Прежде всего, наблюдение за малышом дает понять, как он общается с другими детьми. Хочет ли он общаться, стремится ли к общению, наблюдает, копирует (если речь идет о ребенке от 1 года до 2,5-3 лет) или, наоборот, избегает общения. При этом он может  бояться других детей, проявляя агрессию или чрезмерную осторожность и боязливость, либо как будто не замечать других детей, всегда играя в одиночестве.

Как помочь ребенку, который боится общаться?
Это может происходить, если ребенок по своей природе осторожен и у него был отрицательный опыт общения с детьми. В этом случае важно с ребенком, уже придя домой, в спокойной домашней обстановке играть в то, как один персонаж подружился с другим, важно с помощью игры рассказать ребенку о ценности дружбы, как интересно играть вместе, важно, чтобы ребенок почувствовал, что ему играть с вами интересно и весело!

Как помочь ребенку, который проявляет агрессию?
Здесь также важно рассказать в игре, как знакомиться и налаживать контакт. Если ребенок, вместо того чтобы попросить, отбирает игрушки или каким-то другим образом проявляет агрессию к детям, ему через игру важно дать другой способ общения и показать, что неагрессивный способ лучше и приятнее.

Если ребенок не ищет такого общения
В первую очередь, нужно разобраться с тем, является ли это индивидуальной чертой характера или же это симптом какой-то проблемы. Стоит обратиться для диагностики к детскому психоневрологу, если ребенок предпочитает индивидуальные игры не только на площадке, но и дома крайне мало контактирует с родителями и близкими.

Как реагирует на неудачи
Если ребенку не дали покататься на велосипеде или ему никак не удается взгромоздиться на качели, обратите внимание на то, как малыш пытается добиться своего, просит ли, а если просит, то как, важно ли ему вообще добиться своего.

Важно, как мама реагирует на неудачи ребенка: подливает масла в огонь («ну я же говорила, не лезь!») или все делает за ребенка, пытаясь оградить его от каких-либо неудач и разочарований. А ведь неудачи и промахи необходимы для того, чтобы научиться  добиваться чего-то самостоятельно, и мамина поддержка здесь крайне необходима.
Наблюдать за малышами на детской площадке не только приятно и интересно, но и полезно. Просто наблюдая, можно лучше узнать своего ребенка, заметить, как, например, он повзрослел, уже умеет что-то новое. В случае если у ребенка есть какие-либо трудности, внимательная мама сможет помочь ему, при необходимости можно обратиться и к детскому психологу для более точной диагностики.

СКАНДАЛ ПО ВСЕМ ПРАВИЛАМ, ИЛИ КАК СПРАВИТЬСЯ С ДЕТСКОЙ ИСТЕРИКОЙ
Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются. В такой ситуации, когда на вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Как быть?

Задумайтесь над причиной истерики ребенка:
— Ребенку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремится завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется и во взрослой жизни);
— Ребенок манипулирует вами, он привык таким способом добиваться всего, что он хочет.
Вот что советуют психологи:

— Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях, и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка. Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться. Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия.
— Главное средство от истерик – не впадать в такое же неистовство, пытаясь сохранять спокойствие, выразить свое сочувствие ребенку: «Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе…», «Я знаю, как это обидно»; «Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло». Ребенок не услышит вас с первого раза, но, повторив эту фразу раз 20, вы достучитесь до своего малыша и он будет благодарен вам, что вы не дали волю своим чувствам (а как хотелось!). Договорите с ребенком, выясните причины его поведения.
— Можно попытаться взять ребенка на руки, прижать к себе и ждать, когда все закончится, выражая свое сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой. Дети 3 — 5-ти лет вполне способны понять логичные объяснения взрослых. Пора учить ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло.
— Конечно, объяснить что-либо громко кричащему ребенку очень трудно. По возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди и сами не раз опадали в такую ситуацию. Когда буря грянула, не корите себя, не обвиняйте ребенка, его (бабушкин, дедушкин, папин, мамин, тетин) характер. Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как он себя.
Вывод: чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОБРЕСТИ ДРУЗЕЙ
Каждая мама надеется, что у ребенка обязательно найдутся первые постоянные товарищи по играм, он научится дружить и общаться. Как правило, это не происходит само собой, далеко не у каждого ребенка получается быстро и легко завести себе друзей и найти свое место в новом социуме. К счастью, мама может помочь своему малышу в этой ситуации. Вот несколько советов:

Уверенность в себе – залог дружеских отношений с другими. Уверенный в себе человек, который знает, что мир безопасен, его любят, а к его словам прислушиваются, скорее всего, не будет испытывать особенных сложностей в общении. Даже если кто-то не захочет с ним дружить, он без особенных расстройств найдет себе другое занятие и других товарищей. Именно поэтому главным залогом успешной самореализации в коллективе является уверенность в себе, которая, напомним, не имеет ничего общего с хвастовством и выпячиванием своих реальных и мнимых достоинств. Чтобы воспитать у малыша уверенность в себе, важно принимать его как личность, уважать его действия и решения, верить, что он все сможет, и учить самостоятельности.
Учимся знакомиться. Ребенку легче будет наладить контакт с детьми в группе, если он как следует усвоил фразы, с которых можно начинать общение. Нередко малыш часами не вступает в общую игру, потому что не усвоил твердо, что нужно просто сказать: «Здравствуйте, меня зовут Маша, можно я буду играть с вами?» или «Привет, я – Антон, а тебя как зовут? Пойдем, поиграем вместе?» Помимо этих фраз ребенку пригодятся и обычные вежливые обороты: «Спасибо!», «Здравствуйте!», «У тебя очень красивая кукла! Как ты с ней играешь?» и так далее. Если ребенок стесняется обращаться к другим, потренируйтесь с ним дома на любимых игрушках: пусть зайчики и мишки знакомятся друг с другом и устраивают совместные игры.
Наблюдайте за детскими играми и обсуждайте разные ситуации. Учиться понимать других детей и знать разные ситуации детского общения стоит еще до того, как малыш пошел в садик. После игры в песочнице и беготни на детской площадке, обсудите с ребенком, кто в какие игры играл, кто был веселым, а кто грустным, что его обрадовало, а что расстроило. После того, как вы выявите все сложные и острые ситуации, стоит в игровой форме (допустим, на примере игрушек) показать ребенку, как лучше всего вести себя в них.
Учитесь меняться и делиться. Конечно ребенок не обязан отдавать свои игрушки чужим и делиться не по своей инициативе, но именно с умения меняться и делиться игрушками начинается воспитание мастера общения, это первый главный шаг к навыку ведения переговоров, умению выслушивать разные стороны и учитывать интересы других членов группы, а не только свои собственные. Лучше всего привить малышу эти полезные в детском обществе умения до того, как он пойдет в садик.
Правильно выходим из конфликтных ситуаций. Скорее всего, даже самому благополучному и доброжелательному ребенку не удастся избежать столкновения интересов, конфликтов и драк, особенно если речь идет о мальчиках. Важно научить малыша говорить «нет», «не хочу» и «мне это не нравится», если ровесники пытаются заставить его делать что-то запрещенное или просто неприятное. Не стоит учить ребенка драться, обзываться и «давать сдачи» с помощью кулаков: культурный и уверенный в себе человек не станет доказывать свою правоту таким способом. Впрочем, ситуаций, когда ребенок все-таки вступил в драку, наверное, не избежать. Если подобное ЧП в группе детского сада все-таки случилось, постарайтесь устроить «разбор полетов» сначала наедине с ребенком, а потом – с привлечением всех участников конфликта. После того, как все будет выяснено, не надо стремиться как следует изобличить и наказать виновных, гораздо важнее договориться с воспитателем или устроить самостоятельно «праздник примирения», направить прошлый конфликт в конструктивное русло.
Не пытаться купить, а научиться увлечь. Зачастую дети, с которыми не хотят играть ровесники, пытаются привлечь к себе друзей с помощью необычных игрушек или угощений. Иногда такая стратегия имеет успех, но очень важно не переборщить с желанием завлечь игрушкой, ведь может статься, что новая прекрасная подружка дружит с малышкой лишь до тех пор, пока та согласна делиться своей куклой, и никак иначе. Если вы видите, что ребенок стал заложником именно такой ситуации, постарайтесь переиграть ее: научите ребенка не просто делать снежки, а строить иглу, мастерить бусы из бумажных шариков и делать еще что-нибудь интересное, тогда ребята сами потянутся дружить, чтобы приобщиться к интересному делу.
Улыбаемся и радуемся. Взрослым людям нравятся доброжелательные оптимисты и не нравятся ворчливые пессимисты. Точно так же и у детей. У болтушки-хохотушки, которая всему готова радоваться, наверняка будет больше друзей и меньше огорчений по поводу социальной жизни, чем у буки, у которого от каждой мелочи глаза на мокром месте. Настраивайте ребенка на оптимизм и позитивный лад. При этом совершенно не обязательно ломать его характер и, допустим, стараться сделать задумчивого интроверта душой компании! Главное, делитесь с ребенком своими позитивными мыслями и чувствами и показывайте ему, как найти хорошее в любой ситуации, а радость — в сущей мелочи!

КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО 
УПРЯМСТВО это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению.
КАПРИЗЫ это действия, которые лишены разумного основания, т.е. » Я так хочу и всё!!!». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев и как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. 
Понятия «капризы и упрямство» очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.
Часто капризы и упрямство ошибочно принимают за нервные проявления: ребенок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает йогами, ложится на пол и кричит.
Подобная сцена приводит взрослых в растерянность и смятение. Ребенка поднимают с пола, уговаривают, утешают. «Нервный мальчик! Надо быть с ним помягче, не травмировать его», — думают взрослые, ругая себя за допущенную требовательность, ставшую причиной этого «нервного» взрыва.
Прежде всего, взрослым нужно изменить своё привычное поведение, постараться вырваться из зависимости от капризов ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя — это нельзя, а надо — это надо, что отказ от чего-то совсем не означает, что ему тут же предложат что-то взамен.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПРИОДОЛЕНИЯ УПРЯМСТВА И КАПРИЗНОСТИ У ДЕТЕЙ:
— Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

— Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
— Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
— Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
— Очень важно, чтобы все члены семьи в ситуации каприза вели себя одинаково. В противном случае, ваш малыш очень скоро начнет искусно манипулировать папой, мамой, бабушкой и дедушкой, быстро сориентировавшись, какой стиль поведения применять с каждым из них.
— Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
— Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.
— Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
— Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление » сломить силой авторитета».
— Большинство родителей уступают желаниям ребенка, тем самым закрепляют капризность, как форму поведения.
— Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
— Постарайтесь уделять ребенку больше внимания по собственной инициативе, когда он не настаивает на этом. Если дети чувствуют, что их в семье любят, ценят, к ним прислушиваются, они не испытывают потребности привлекать к себе дополнительное внимание.
В предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами очень важно понять,  в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
Хвалите ребенка
— за поступок, за свершившееся действие.

— начинайте сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
—  похвалите ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже
 — хвалите не хваля (пример: попросите о помощи, как у взрослого).
Нельзя хвалить за то, что:
— достигнуто не своим трудом.

— не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
— из жалости или желания понравиться.
Нельзя наказывать и ругать когда:
— ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к.   в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

— когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
— во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а   ребёнок не может надеть штанишки)
— после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)
— когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался.
— когда вы сами не в себе.
— если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том,  что совершённое действие вообще достойно наказания), т. е. наказывать «на всякий случай» нельзя.
— за 1 проступок — одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
— лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
— если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
Когда ребенку что-то интересно, и он занят, он забывает капризничать.
Дома следует поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам. 
Стоит только приложить усилие и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему уже в готовом виде — и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы.
В целом же, для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.                                                             

МАЛЕНЬКИЙ КУСАКА
Вероятно, нет другого такого жизни малыша, когда бы родители больше всего недоумевали, чем «период кусания», с которым они сталкиваются в возрасте ребенка двух-трех лет.

Если попытаться найти ответ, можно принять правильное решение как действовать, если малыш кусается. Бесспорно, кусание — досадный тип поведения ребенка. Утешением может служить лишь тот факт, что такое поведение в большинстве случаев бывает временным и встречается достаточно часто. 
Причины. Это происходит, когда ребенок:
— Находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта (например, ему жарко или он голоден).
— Защищает свою игрушку или оберегает свою (по его разумению) территорию.
— Хочет что-то получить и не знает, как это сделать по-другому.
— Еще не умеет сочувствовать другим людям.
— Пытается привлечь к себе внимание, которого ему не хватает.
— Слишком строго (физически) наказывается родителями.
Обычно дети отвыкают от привычки кусаться в возрасте  трех-четырех  лет, когда улучшается их речь, и они могут словами общаться с окружающими. Но какой бы ни была причина, такое поведение расстраивает всех окружающих, и если не принимать мер, оно может долго продолжаться.
Как отучить кусаться:
— Никогда не смейтесь, если кто-то кусается или укушен.

— Не кусайте своего ребенка в шутку. Он не поймет разницы между вашими нежными укусами и своими.       
— Учите своего ребенка другим способом получить то, что он хочет, например, вежливо попросить словами или рукой.     
— Учите ребенка, как надо делиться. Например, делитесь с ним печеньем. Хвалите, если ребенок делиться с кем-то.    
— Учите ребенка играть с игрушкой по очереди с другими детьми или вместе. Хвалите, если он это делает на ваших глазах.  
— Приучайте его к ласковым действиям и во время игры. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно.  
— Не оставляйте без внимания, если ребенок бьет игрушки, колотит машинки, швыряет кукол, без устали объясняйте, что игрушечке больно, ее надо пожалеть.
Кусание – это атавизм, врожденная реакция, свойственная всем детям. Поэтому родителям и воспитателям потребуется время, внимание и огромное терпение, чтобы ребенок изжил то, что заложено в него природой.  

МЫ ИДЕМ В ДЕТСКИЙ САД
При поступлении в дошкольное учреждение меняются условия жизни ребенка: режим дня, характер питания, температура помещения. С целью предупреждения эмоционального стресса от резкого изменения этих условий родители, еще до поступления ребенка в группу, могут узнать в детском саду о режиме дня детей данного возраста, о температуре в групповых и спальных комнатах, характере питания и начать придерживаться таких же условий дома.

Большое внимание следует уделять формированию у детей навыков самообслуживания, потому что отсутствие этих умений может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в немедленной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться. Поэтому для малыша нужно создать такие условия, в которых его самостоятельность и автономность могут развиваться. Например, следует предусмотреть, чтобы предметы одежды имели удобные застежки, обувь можно было надеть без особых усилий, носовой платок был доступен ребенку и т.д.

В дошкольных учреждениях проводятся родительские собрания, на которых происходит знакомство с педагогическим коллективом, рассказывается подробно о том, как будет проходить воспитательно-образовательный процесс. Возможно, Вам предложат заполнить анкету, в которую включены пункты о предпочтениях ребенка, его интересах. Это проводится для того, чтобы обеспечить комфортное пребывание ребенка в детском саду. Если у Вас возникают вопросы, Вы можете обратиться к психологу детского сада.

Примерный перечень навыков, которые должен иметь ребенок от 2,5 до 3 лет

Навыки самообслуживания

— ест довольно аккуратно, умеет пережевывать пищу, использует ложку и чашку (возможно небольшое докармливание);

— пытается одеваться самостоятельно (без застегивания): надевает нижнее бельё, носки, штаны, обувь, шапку и т.д.;

— самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком;

— просится в туалет, используя слова;

— узнает свои вещи;

— с помощью взрослого убирает игрушки.

Индивидуальные особенности

— употребляет в речи местоимения «Я», «МОЙ»;

— понимает слова «нельзя», «надо», иногда выполняет;

— любит, когда читают книжки;

— рассматривает картинки, может обозначить словом предмет, действие;

— любит слушать музыку;

— любит рисовать так, как умеет. 

Развитие общения

— изображает поведение взрослого;

— «отыгрывает» на кукле, мишке знакомые действия: кормит, укладывает спать и т.д.;

— любит играть рядом с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;

— по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку.

Развитие речи

— понимает обращенную к нему речь;

— повторяет за взрослым предложения из 3-4 слов;

— самостоятельно строит предложения из 3-4 слов (допустимо неграмотное построение фразы);

— может ответить на вопросы: «Где?», «Куда?».

Сенсорное развитие

— подбирает к образцу предметы основных цветов (красный, желтый, синий, зелёный);

— ориентируется в контрастных формах предметов (мячик, кубик, кирпичик и т.д.);

— различает большой и маленький предметы.

Продуктивная деятельность

— самостоятельно делает постройки (дом, диван…);

— умеет рисовать замкнутую линию (клубочек, шарик);

— пытается лепить из теста булочки, лепешки.

 Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад

— Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.

— Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

— Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.

— Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

— Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.

— Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.

— Повысить роль закаливающих мероприятий.

— Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

— Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.

— «Раскрыть секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

— Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

— Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.

— Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.

— Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

— Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

— Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад.

— Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

— Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

— Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

— Щадить его ослабленную нервную систему.

— Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

— Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

— Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

— Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

— Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

— При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

— При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и  выполнять все предписания специалиста.

[свернуть]

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Рекомендации воспитателя

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мелкая моторика
 – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения ребёнка неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь ребёнку совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
Пальчиковые игры:
«Сидит белка…»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в «замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит («дом»),
Ну а к дому путь закрыт («ворота»).
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем («дом»).

«Пальчики здороваются»
Идут четыре братца
Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),
Здравствуй, большой! (с большим щепотью)
Здорово, Васька — указка! (большой соединяется с указательным)
Здорово, Мишка — середка! (большой соединяется со средним)
Здорово, Гришка — сиротка! (большой соединяется с безымянным)
Да ты, Крошка — Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)

Данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания.
Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ, вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
Игры с крупами.
«Золушка»
Взять две пустые емкости и третью с крупами (рис и гречка, фасоль и горох). Действуя двумя руками ребенку необходимо разделить смесь на две части. Можно разбирать крупные и мелкие бусины, геометрические фигуры и т.д.
«Рисунки на манке» Высыпьте на поднос манку, разровняйте ее, предложите ребенку нарисовать солнышко, шарик, дорожку, лесенку и т.д.
Узнай, что внутри. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант — ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму — то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель — для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим. Ежедневно предлагайте детям такие занятия.

КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нём игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-нибудь уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть. При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующий развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Умело подобранная игрушка — одно из важных средств воспитания. Но эту свою функцию она сможет выполнить только при условии, если родители прежде чем приобрести её, задумаются: » Какие игрушки подходят для его возраста? Сколько игрушек нужно ребёнку? Что ребёнок будет делать с данной игрушкой?»
Так какие же игрушки нужны детям дошкольного возраста?
Образные: куклы, машины, посуда, мебель, животные …
Малышам нужны куклы, изображающие детей; более старшим — изображающие взрослых разных профессий, персонажей художественных произведений (красная шапочка, доктор Айболит, крокодил Гена …), куклы в национальных костюмах.
Познакомьте ребёнка с именем которое дал кукле художник (оно имеется на коробке или этикетке), безымянную назовите сами, привлекая к этому малыша.
Для игр с куклами требуется посуда, мебель. Приобретая эти игрушки, позаботьтесь о их соразмерности.
Мягкие игрушки( мишка, зайка, лисичка и другие) одинаково нужны и мальчикам и девочкам.
Игрушки для малышей должны быть прочными, крупными, без лишних деталей. И вовсе не обязательно, чтобы они были копиями реальных людей, животных, вещей. Наоборот, исследования показывают, что дети охотнее пользуются игрушками, передающими в обобщенной форме основные особенности изображаемых ими персонажей, предметов . Да это и полезнее: ребёнок скорее поймёт, что игрушка не настоящая вещь, а её заменитель, что важно для его умственного развития. Старших дошкольников привлекают мелкие игрушки, точно во всех деталях копирующие образец ( машины — модели, маленькие куколки — образцы).
Технические: самолёты, ракеты, танки и другие, которые приводятся в движение механической пружиной, электричеством, инерционным двигателем. Они развивают у детей интерес к технике и предназначены в основном для старших дошкольников.
Строительные наборы и конструкторы: из дерева, пластмассы, металла и других материалов. Интерес к ним ребёнок сохраняет длительное время. Малышам подойдут простые красочные наборы, содержащие небольшое количество деталей.
Старшим рекомендуется приобретать наборы из большого количества деталей, которые соединяются через выступы и углубления и требуют специальных умений (завинчивать гайки, действовать ключом..)
Игрушки- самоделки, которые создаются из самого разнообразного материала: ткани, поролона, бумаги, глины, природного материала. Малыши могут быть свидетелями того, как рождается такая игрушка в руках взрослого, эмоционально реагируя и радостно ожидая возможности поиграть с ней.
Детей постарше рекомендуется активно включать в процесс изготовления игрушки, предоставляя им работу по силам, развивая их самостоятельность, воспитывая желание трудиться.
Познавательные игрушки ( лото, домино, складные и парные картинки, кубики, мозаики) они учат детей ориентироваться в цвете, форме, величине, уточняют и расширяют знания о различных сторонах действительности.
Народные игрушки ( матрёшки, пирамидки, бочонки, вкладыши, свистульки) рекомендуются для малышей.
Игрушки развивающие движения (мячи, скакалки, кольцебросы, кегли) полезны и необходимы детям всех возрастов.
Игрушки — забавы (смешные фигуры зверей животных, человечков)призваны доставить малышу радость, вызвать удовольствие и чувство юмора. Хранить их рекомендуется отдельно. Использовать иногда, чтобы заинтересовать ненадолго ребёнка или его юных гостей.
Сколько игрушек нужно ребёнку?
Это зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня развития, интересов ребёнка, финансовых возможностей родителей и других.
У ребёнка не должно быть слишком много игрушек: обилие и разнообразие утомляет, малыш быстро пресыщается, перестаёт ценить их. Отсутствие игрушек или их недостаточное количество не даёт возможности развернуть интересную игру.
Игрушек должно быть ровно столько , сколько нужно ребёнку не одной лишней.
Очень хорошо если у вашего ребёнка есть любимая кукла, обезьянка, машинка. Поддерживайте эту привязанность! Учите детей бережно относиться к игрушкам. Поломанные старые игрушки куда лучше починить, подкрасить (с участием ребёнка), чем выбрасывать или складывать в ящик и спешить в магазин за новыми. Новые игрушки должны появляться только для того, чтобы обогатить игру ребёнка, сделать её более содержательной.

[свернуть]

РЕКОМЕНДАЦИИ ИНСТРУКТОРА ПО ФК

Рекомендации инструктора по ФК

ОСАНКА
Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.
Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе. Формируется осанка под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно-мышечной системы, а также внешней среды – питания, одежды, мебели. Следует особо внимательно наблюдать в дошкольном возрасте за развитием грудной клетки. Неправильные положения или неправильные движения тела ребенка могут деформировать грудную клетку, уменьшают ее подвижность, влекут за собой ограничения подвижности легких, а, следовательно, и газовый обмен в организме.
Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма. Между тем не во всех семьях уделяется этому должное внимание. За положением спины и плечевого пояса детей многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает от внимания взрослых. Нередко дети сидят либо, скрестив голени и опираясь наружным краем стопы о пол (это может привести к деформации стопы), либо зацепив ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. При таком положении возможен наклон таза влево или вправо, а затем появление отклонения позвоночника от вертикальной линии.
Систематические занятия физической культурой помогают выработать правильную осанку. Особенно полезны для выработки хорошей осанки плавание, гребля, гимнастика, волейбол, баскетбол.
Проблема профилактики нарушения осанки – одна из наиболее часто обсуждаемых среди специалистов, занимающихся вопросами укрепления здоровья школьников.

Различные нарушения осанки хотя и составляют группу функциональных расстройств опорно-двигательного аппарата человека и не являются в полном смысле этого понятия заболеванием, однако, сопровождаясь нарушением функционирования внутренних органов и нервной системы, создают в организме ребенка условия для развития целого ряда заболеваний, и в первую очередь позвоночника.
Осанка – это двигательный навык, и его формирование требует многократных ежедневных повторений специальных упражнений.
Упражнения, направленные на формирование правильной осанки
— Принять правильную осанку у стены. При этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пятки должны касаться стены.
— Принять правильную осанку у стены. Закрыть глаза, отойти от стены на один-два шага.
— Принять правильную осанку у стены. Присесть, разводя колени в стороны. Медленно встать, не отрывая спины от стены.
— Принять правильную осанку у стены. Сделать один-два шага, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку у стены. Можно выполнить с закрытыми глазами.
— Принять правильную осанку у стены. Приподняться на носках, удерживаться в таком положении 3-5 с. Возвратиться в исходное положение.
То же упражнение, но без стены.
— Принять правильную осанку у стены, руки к плечам. Выполнение наклонов вправо, влево, не отрывая спины от стены.
— Принять правильную осанку у стены, руки на пояс. Различные движения ногами, не отрывая спины от стены.
— Принять правильную осанку у стены. Передвижение приставным шагом вправо и влево, не отрываясь от стены.
— Принять правильную осанку у стены. Потянуться вверх всем телом, опустить плечи, вытянуть позвоночник, выдох. Исходное положение – вдох.
— Расслабиться, опустить голову. Вернуться в исходное положение.

[свернуть]

РЕКОМЕНДАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Рекомендации музыкального руководителя

МУЗЫКА С МАМОЙ
Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш войдёт верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.
В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному — от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.
Постарайтесь:
— создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;
— приобретать музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, дудки и др.)и изготовлять их самостоятельно;
— поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и танцевать вместе с ним;
— если вы владеете игрой на каком-либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему малышу, когда он поёт или танцует;
— искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе.
— посещать со своим ребёнком музыкальные концерты, театры.
От природы музыкален каждый.
Природа наградила человека щедро: она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуков.
Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства — хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Подружите с ней малыша!
Педагоги и музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (физиологические особенности строения организма, например, органов слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Также считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не стоит огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что — либо спеть или станцевать или его исполнение далеко от совершенства. Не расстраивайтесь! Количество обязательно перейдёт в качество, только для этого потребуется время и терпение.
Ни в коем случае не приклеивайте вашему ребёнку ярлык «немузыкален» (это проще всего) — постарайтесь сделать всё для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становится.
Какое воспитательное значение имеет песня для детей дошкольного возраста?
Голос ребенка – самый доступный инструмент, которым он обладает с ранних лет.
Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать сюжетные игры. Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углубленному дыханию, укреплению голосового аппарата.
В процессе обучению пению особенно активно развиваются основные музыкальные особенности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувства ритма. К. Д. Ушинский отметил«В песне есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувства…»
От правильного организованного обучения пению с раннего возраста в значительной мере зависит нравственно – эстетическое развитие человеческой личности.
Родителям детей дошкольного возраста необходимо обратить внимание на то, какие песни слушает ваш малыш дома. Какой воспитательный характер несет слушаемая песня.
Пойте вместе с детьми и помните, какое воспитательное значение несет песня!

[свернуть]

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ

Рекомендации для родителей (законных представителей) воспитытвающих детей с ОВЗ и детей инвалидов

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ
— Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
— Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
— Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
— Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
— Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
— Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
— Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
— Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
— Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
— Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
— Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
— Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
— Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
— Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды и дети с ОВЗ. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
— Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
— Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
— Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
— Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
— Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом/ребенком с ОВЗ на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
— Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
— Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

[свернуть]

 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И ОПЕКУНОВ

Рекомендации для приемных родителей и опекунов

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПРИЕМНЫМИ И РОДНЫМИ ДЕТЬМИ
При появлении приемного ребенка в семье могут возникнуть трудности в общении между приемными детьми и родными. Родные дети могут ревновать к родителям, им может не понравиться, что трогают их игрушки. Вместе с тем, приемный ребенок тоже часто не знает, чем он может заняться в новой для него семье.
В результате один возьмет вещи другого без спроса, второй будет злиться, так появляются предпосылки возникновения конфликта. Если вы заметили, что дети редко играют вместе, в процессе совместной игры или деятельности даже при мирном начале часто прерывают игру из-за ссоры, не уступают игрушки, не могут долго находиться в одной комнате, стараются избегать совместных игр, Вам следует обратить внимание на взаимоотношения Ваших детей.
Как избежать конфликтных ситуаций:
— в процессе подготовки родного ребенка к совместному проживанию с новым членом семьи скажите ему о том, что он всё равно Ваш сын (дочь), которого Вы любили, любите и будете всегда любить;
— совместно с родным ребенком приготовьте игрушки, которые ребенок сам подарит новому братику (сестренке);
— попросите решить родного ребенка, где он будет теперь спать или где будет стоять его письменный стол;
— вместе с членами семьи продумайте организацию праздничного стола в честь гостя, но с подарками всем детям в семье;
— исходя из возраста, сначала организуйте совместную деятельность под руководством взрослых, затем совместную деятельность детей с контролирующими функциями взрослого. Так они учатся взаимодействовать, распределять обязанности, закрепляют ролевые позиции;
— проводите совместные чтения, просмотры телепередач и обсуждение интересных тем.
Если конфликт назрел, то советуем Вам:
— выслушать обе стороны;
— спросить у детей: что они сейчас чувствуют, чего хотят друг от друга, почему они так поступили?
— важно показать детям, что Вы принимаете их такими, какие они есть, понимаете их, но в, то, же время не одобряете их поступок;
— предложите детям несколько вариантов выхода из ссоры, но самым привлекательным сделайте оптимальный вариант. Например, если ты не будешь давать кататься Пете на велосипеде, то он тоже не будет делиться с тобой игрушками. Если вы договоритесь кататься по очереди, то и Петя будет тебе уступать, и вы будете дружно играть. Если вы не договоритесь между собой, я буду вынуждена отобрать велосипед.
 Не ждите от детей быстрых перемен. К тому же в жизни будут возникать и другие конфликтные ситуации. Обязательно после разрешения конфликта приласкайте ребенка (детей).

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
Взять в семью приёмного ребёнка – решение непростое и очень ответственное: важно трезво рассчитать свои силы. Тревожное, капризное, агрессивное  поведение детей оставшихся без попечения родителей  обусловлено их травмированностью. В связи с этим приёмные родители подвержены психоэмоциональным перегрузкам и возникновению эмоционального выгорания: им кажется, что ребёнок не ценит их труд, что он – неблагодарный, усилия не приносят результата, как следствие – взрослые становятся более раздражительными, а потом у них нет сил и желания двигаться дальше.
К симптомам эмоционального выгорания относят:
— Чувство бессилия, опустошённости и беспомощности
— Чёрствость, равнодушие, отсутствие эмпатии, бессердечность
— Потеря смысла деятельности и желания прилагать усилия для решения проблемы
Фактически каждый приёмный родитель сталкивался с ощущением беспомощности. Ожидания, что исполнит мечту ребёнка поскорее попасть в семью, что моментально отогреет его, становятся самым большим заблуждением.
Приёмные дети не верят и не доверяют людям, поэтому будут всячески проверять новых родителей на прочность, а главное – они не будут разрешать себе привязываться к новым родителям, стараясь обезопасить себя от нового предательства.
Все семьи с приёмными детьми переживают несколько стадий адаптации, одна из которых кризисная. Ребёнка как будто подменяют, его поведение резко ухудшается. Именно на этой стадии у родителей как реакция на девиантное поведение ребёнка начинают опускаться руки – «нам достался «не тот» ребёнок», «мы плохие родители».
На самом же деле, эта стадия является положительным сигналом в прохождении адаптации, это означает, что ребёнок расслабился, поверил новым родителям и понял, что его уже не прогонят, а поэтому позволил себе проявлять некоторые негативные стороны своего характера.
Как избежать эмоционального выгорания?
— Ребёнок не обязан оправдывать родительские ожидания. Приёмные дети будут сопротивляться заботе, защищая себя таким образом от страха снова столкнуться с потерей или предательством. Необходимо уважительно относиться ко всем поведенческим особенностям таких детей, не ожидать от них каких-то конкретных действий или идеальных черт характера. Важно помнить, что адаптация ребёнку даётся ещё сложнее, чем взрослому.
— Не посвящать всей жизни ребёнку. В жизни каждого человека существуют роли: дочери, жены, коллеги и т.д.- роль родителя не должна быть единственной! При чередовании ролей уменьшается вероятность формирования синдрома эмоционального выгорания. Положительно влияет на формирование отношений наличие у приёмных родителей увлечений и хобби. Важно иметь время «на себя» — маме сходить на маникюр или выставку рукоделия, папе – покопаться в гараже или сходить на футбол. Если родители не потеряют своё «я», то эмоциональное выгорание не наступит.
— Не брать на себя слишком много ответственности. Высокий уровень притязаний тянет за собой постоянное чувство вины за то, что не хватает сил на что-то. Способности человеческого организма, к сожалению, не безграничны, поэтому важно отнестись реалистично к собственным возможностям.
И самое важное правило для приёмных родителей: не бояться обращаться за помощью к специалистам. Каждый родитель столкнётся с непредвиденными сложностями, и нет ничего страшного в посещении профессиональных психологов, работающих с приёмными семьями. Специалисты знают особенности таких семей, понимают специфику, умеют видеть сигналы прохождения новых этапов адаптации или симптомы эмоционального выгорания, поэтому они обязательно помогут тем, кто обратится к ним за помощью.

[свернуть]

В рамках реализации мероприятий по оказанию услуг психолого-педагогической,
методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» подготовлены и размещены на информационных ресурсах психодиагностические методики для самоисследования родителей по вопросам развития, образования и воспитания детей.
В настоящее время доступны к вхождению следующие методики:
1. Методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (автор И.М.Марковская).
Методика направлена на изучение возможных особенностей взаимодействия родителей и детей. Результаты прохождения самодиагностики позволяют родителям узнать уровень их требовательности, строгости, автономности, предоставляемой ребенку, а также уровень родительской тревожности. Ссылка на опросник для самодиагностики http://survey.fcprc.ru/roditel-rebenok
2. Методика «Анализ семейной тревоги» (авторы Э. Г. Эйдемиллер и
В. Юстицкис). Методика направлена на самодиагностику уровня семейной тревоги,
самостоятельное определение родителями уровня напряженности детско-родительских отношений. http://survey.fcprc.ru/anxiety
3. Методика «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (авторы Д. X. Олсон,
Дж. Портнер и И. Лави, М. Перре) направлена на самодиагностику родителями уровня семейной адаптации и сплоченности, на определение уровня способности семьи адаптироваться при стрессовом воздействии на нее, в том числе в период прохождения детьми экзаменов. http://survey.fcprc.ru/cohesion

Кроме того, с 1 июня 2021 года ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»
совместно с Министерством просвещения Российской Федерации организовано
проведение онлайн-марафона «Растим детей — растем с детьми» по вопросам образования и воспитания детей. Траняляция марафона доступна при регистрации на платформе Comdi.com по ссылке https://fgby.comdi.com/watch/ejoze2w0

О нас

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 24"

Важные новости

Безопасность дорожного движения - Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача…
Антитеррористической безопасности -   Терроризм – это боль, одинаковая для всех. Террористы творят бесчинства. Надо всему миру подняться против терроризма. Скорее всего, вам…
Пожарная безопасность в ДОУ - Уважаемые родители!  С ЦЕЛЬЮ НЕДОПУЩЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ НЕОБХОДИМО:      Храните спички и зажигалки в недоступном и незаметном для…

Объявления

Контакты

385019, Республика Адыгея, г. Майкоп ул. Михайлова 3 "А"