Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации 

Программа представляет из себя документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении содержания и форм просвещения родителей. 

Современные родители, имея доступ к фактически неограниченному количеству психолого-педагогической, методической информации, продолжают испытывать затруднения в развитии, воспитании, обучении детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Они нуждаются в адресной компетентной помощи. Оказывать такую помощь родителям призваны педагоги дошкольных образовательных организаций.

Наполнение Программы просвещения осуществлялось с учетом выявления наиболее актуальной тематики для родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также значимых для освещения педагогами тем, касающихся различных аспектов развития, воспитания, обучения детей.

Программа состоит из пояснительной записки и семи разделов.

В пояснительной записке обоснована актуальность программы, обозначены цели, задачи просветительской работы, ее принципы.

Первый и второй разделы включают материалы, направленные на оказание методической помощи педагогам.

Первый раздел содержит описание сущности феномена родительства и родительских функций. Обозначается ценность семьи и семейных отношений в современном обществе. Данный материал важен для организации грамотного взаимодействия с родителями, понимания особенностей современного родительства. В разделе раскрываются понятия «родительская компетентность», «осознанное и ответственное родительство», систематизируются содержание и приемы родительского контроля, регуляторов поведения детей, описываются эффективные методы воспитания  и задачи родительства. Также обозначены понятия семейные ценности, семейные традиции, представлено их содержание и показано значение приобщения детей к семейным ценностям и традициям.

Второй раздел посвящен характеристике процесса просветительской работы с родителями, ее содержания, форм и методов. В нем предлагается описание способов изучения особенностей семейного воспитания, уровня педагогической культуры родителей, выявления и анализа запросов родителей. В разделе содержится также классификация и описание основных форм просвещения родителей, рассматриваются вопросы применения цифровых инструментов для повышения эффективности просвещения родителей.

Третий раздел включает основные содержательные вопросы, связанные со здоровьем, развитием и воспитанием в семье детей разных возрастов (от рождения до окончания дошкольного периода детства). Даются ответы на вопрос о том, что такое образовательная среда, каковы ее основные компоненты и каким образом можно организовать образовательную среду в домашних условиях. Дается характеристика основных компонентов физического и психологического здоровья детей. Представлена информация о рациональном питании детей различных возрастов, необходимом для здоровья балансе питательных веществ, значимости и специфике режима дня в разные возрастные периоды, обозначены способы здоровьесбережения в условиях семьи, поддержания в семье здорового образа жизни, формирования у детей в семье полезных привычек. Раскрываются вопросы безопасности детей (в быту, природе, социуме, информационном/цифровом пространстве). Обозначаются возрастные особенности детей младенческого и раннего возрастов, основные линии и задачи развития ребенка. Дается информация о теории привязанности и комплексе оживления, о явлениях госпитализма и эмоциональной депривации. Представлены вопросы грудного вскармливания и отлучения от груди, приучения детей к туалету, формирования навыков самообслуживания и гигиены, неразрывности физического и психического развития в раннем возрасте, раскрываются вопросы подготовки детей к переходу в дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО).

В третьем разделе также рассматриваются особенности развития детей дошкольного возраста, кризисы детского развития, освещаются вопросы личностного развития детей. Описываются основные подходы к воспитанию и направления воспитательной работы с детьми в семье. Раскрываются вопросы влияния семьи на познавательное развитие детей, формы и методы духовно-нравственного, патриотического, трудового, художественно-эстетического воспитания в семье. Показана специфика гендерного воспитания в семье. Освещены темы развития речи и формирования интереса к чтению у детей дошкольного возраста в семье, коммуникативного развития и социализации ребенка, роли и специфики игровой деятельности в дошкольном детстве. Раскрываются пути подготовки ребенка и семьи к обучению в школе. Представлена тема игры, ключевые вопросы детского сообщества, особенности взаимодействия детей со сверстниками, детская субкультура. Вся информация в разделах ориентирована на просвещение родителей нормотипичных детей.

Четвертый раздел содержит информацию об особенностях просвещения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе детей-инвалидов.

Пятый раздел рассматривает вопросы правовой и государственной поддержки семей.

Шестой раздел содержит информацию для ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы родителей.

В седьмом разделе дается описание форм и способов, инициирующих родительскую активность, таких как: родительские клубы, движения, родительские объединения по интересам, родительские форумы, волонтерские движения и фестивали, совместные проекты родителей с детьми.

Внутри разделов с третьего по седьмой представлены ключевые понятия по теме, примерная тематика и формы взаимодействия с родителями.

Вышеперечисленная структура текста в Программе позволяет отбирать содержание, формы и тематику общения с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возрастов. ДОО имеют право выбора содержания, тематики, форм просвещения родителей с учетом образовательных запросов родителей, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов, решаемых организацией образовательных задач, возможностей педагогического коллектива. Предлагаемая тематика и формы взаимодействия и педагогического просвещения родителей являются примерными и могут быть творчески преобразованы педагогами.

Программа Просвещения родителей